Мир из перископа. Подводник о службе на атомной подлодке

Но — замяли, даже от особиста скрыли. А пока я радовался, как молодой щенок, своему первому погружению. Пока дифферентовались на рабочей глубине, нам, молодым, невзирая на чины, полагалось крещение. Крестили старослужащие матросы — годки, в том числе и нас, лейтенантов. Состояло крещение в том, чтобы выпить морскую воду из плафона, снятого с одного из светильников в первом отсеке. На нарушение субординации никто не обижался, ведь самим актом крещения годки признавали наше офицерское право командовать ими. Я стоически одолел свой плафон, вода, помню, была скорее горькой, чем соленой и пилась, вопреки ожиданиям, без отвращения. Во всяком случае, это первое погружение запомнилось мне, как большая радость. Радость — искренняя- была и в отсеках и в центральном посту. Потом на проходной палубе второго отсека матросы натянули нитку, которая лопнула от освобождения корпуса при всплытии. Благодаря обеспечителям, обстановку на поверхности знали, а потому продулись уже метрах на двадцати, имитируя аварийное всплытие. Опять удар, свист воздуха в цистернах и все, наверху. После этого я по настоящему почувствовал себя подводником. Реакция корпуса на обжим была очевидна — корпус после метров начинал так потрескивать, что, казалось, вот — вот не выдержит. Особенно хорошо прослушивался обжим корпуса во втором — жилом отсеке. На первой палубе второго отсека размещалась кают-компания офицеров и душевая. Вот из душевой особенно хорошо прослушивался этот леденящий душу треск. Это без меня, врать не буду. Но я тогда находился на подводной лодке, которая это глубоководное погружение обеспечивала. Я участвовал в погружениях на рабочую глубину метров. Кроме типовых для этого класса лодок задач перед нами стояла и такая — испытать работу систем и механизмов при длительном плавании на рабочей глубине. Естественно, обеспечители и спасатели не предусматривались, речь шла о штатном режиме деятельности ПЛА. Однако, мы — то, конечно, подстраховывались как могли. Еще раз все проверили, погружались с минимальным дифферентом, сдерживали лодку через каждые метров для осмотра отсеков. В общем, музыка долгая, часа на четыре, личный состав, естественно, на постах — по боевой тревоге. Сначала страшновато было, ведь случись что — никто не поможет. На рабочей глубине слинял и я — мое дело было пассажирское, свою задачу выполнил и в койку. При всплытии, особенно аварийном, эта нога была бы расплющена между переборкой и пиллерсом. Штурманенок так же продолжал спать на своей койке, если погружения приходились не на его вахту, но во избежание увечья раздобыл еще одну подушку и держал её в ногах, закрывая опасный угол. В том или ином виде этой темы касались все писатели — маринисты: Даже в официальных документах признается объективное существование этого явления.

Перечислив более чем на страницах воздействовавшие на ПЛА аварийные факторы, авторы приходят к выводу, что именно цепная реакция их возникновения и не была предусмотрена конструкторами, то есть возник именно тот самый форс-мажор. В моей служебной судьбе форс-мажор не имел такого фатального значения, однако проявлялся неоднократно. Свежепостроенная подводная лодка К проходит заводские ходовые испытания в Белом море. Наша лодка успешно это доказала и мы в надводном положении следуем на базу. За бортом летняя беломорская ночь, видимость полная, море — штилевое.

рассказ о службе на подводной лодке

На борту вместе с заводчанами два экипажа, соответственно, два командира: Известно, что разделение ответственности рождает безответственность, поэтому наш командир засиделся в кают-компании, передоверив управление кораблем нам: Игорь в рубке, а мы с Эдиком на мостике и заняты обычным флотским трёпом. Светятся все иллюминаторы, а иногда до нас доносится даже музыка из репродукторов на его мачтах не удивляйтесь, я уже упоминал, что в море иные, чем на суше, условия распространения звука. Левый борт, освещенный иллюминаторами, просматривается весь, ясно виден красный бортовой огонь. Это притупляет бдительность и едва не приводит к трагическим последствиям. Внезапно мы с Эдиком замечаем, что конфигурация огней изменилась, красный огонь стал ярче, ясно видно носовой и топовый. Тут не до расчетов, имеющий помеху справа должен уступить дорогу. Больше он не покидает мостик, а мы с Эдиком, нещадно отодранные, побитыми собаками бдим на вахте. Мы с Эдиком получили выговор заслуженно, за небдительное несение вахты. Расслабон в море не допустим. Однако, в случае столкновения арбитраж бы нас оправдал, ибо опасный маневр траулера был не случайностью, а умыслом.

Между рыбаками и подводниками существует давняя неприязнь. На самом деле, боевые корабли, в том числе и подводные лодки, переходы осуществляют только по назначенным маршрутам и задачи отрабатывают в заданных полигонах. А вот рыбаки подчинятся не военным, а коммерческим законам, то есть законам миграции рыбы. Особенно в период осенней путины, в октябре-ноябре, когда рыбаки стаями таскают свои тралы, как нарочно, в наших полигонах, а подводные лодки, как по злому умыслу Оперативного управления, так же стаями судорожно закрывают годовой план по сплаванности и стрельбе. В этих условиях чаще всего и происходят столкновения и попадания лодок в тралы. В таком случае наш брат — подводник обычно отделывается стрессом и дисциплинарным взысканием, рыбак же ощущает здоровенную дыру в кармане. Трал стоит очень недешево, а главное упускается дорогое путинное время. Я слышал о многих случаях попадания в трал, но никогда речь не шла о возмещении убытков. Помню, как в году м мы отрабатывали учение по рассредоточению на запасной пункт базирования. В качестве последнего была назначена одна из губ восточнее Териберки, никем постоянно не используемая, давно заброшенная база, в которой из всего навигационного оборудования сохранились два пирса, к ним и швартовались участвующие в учении силы. В разгар нашего учения, в котором только рассредоточение было фактическим, а все остальные действия обозначались, в нашу базу для ремонта порванных сетей попросился траулер.

рассказ о службе на подводной лодке

Возможно, этот случай тоже лег в копилку взаимной неприязни. Одним из проявлений, которой я считаю ранее упомянутый случай опасного маневрирования. Следующий случай проявления форс-мажор в чистом виде. В конце октября года я, свежеиспеченный флагманский специалист, впервые выходил в море на ПЛА проекта Лира. Эти подводные лодки были очень малыми — всего 3,5 тысячи тонн, имели реактор на жидкометаллическом теплоносителе, экипаж всего 35 человек в основном офицеров и высокоавтоматизированное управление системами и механизмами. Благодаря ЖМТ — теплоноситель лодки этого проекта были очень скоростными и маневренными, но малое водоизмещение ограничивало их надводную мореходность. Для управляемости в надводном положении эти ПЛА вынуждены были заполнять кормовую группу ЦГБ, то есть иметь небольшой дифферент на корму. На Баренцевом море октябрь — ноябрь самое штормовое время, переход нам назначили надводный, чтобы винты не выскакивали из воды, командир притопился под рубку. Вахта на мостике, спасаясь от хлещущих волн, визуальное наблюдение вела периодически. В переводе на нормальный язык это значит, что командир с вахтенным офицером прятались под козырьком мостика, изредка высовываясь из-под него для осмотра горизонта. Однако толку от такого контроля было не много, потому что экран РЛС был полностью засвечен отражениями от волн и атмосферных помех. Однако наши штурмана были на высоте и вели корабль точно по оси ФВК фарватера. Навстречу нашей лодке, тоже точно по оси ФВК, шла лодка с моря в базу. И не просто лодка, а стратегический подводный крейсер, такой величины, что наш проект можно было смело разместить на ее носовой надстройке. Так ньюфаундленд смотрит на таксу. Столкновение было неизбежно и оно произошло. Вы спросите, в чем форс-мажор. В точности кораблевождения по оси ФВК. В другом случае форс-мажор был порожден неорганизованностью с одной стороны и неграмотным маневрированием с другой. Вышли мы на задачу Л-3 стрельба практическими торпедами по доброй флотской традиции в конце ноября, в самое штормовое время. Подводная лодка — малютка проекта. Командир — Булгаков Владимир Тихонович, человек не очень приятный в общении проще говоря, самодур , я — в качестве офицера штаба. С Булгаковым у меня раньше были натянутые отношения, поэтому я в море пошел без особой охоты и с командиром поддерживал сугубо служебные отношения, без нужды в центральном посту не торчал.

Боевое упражнение, которое мы должны были выполнить, заключалось в следующем: Корабли охранения, в свою очередь, незакономерно маневрируют в назначенных секторах, постоянно работали активными гидролокаторами, чтобы атаку подводной лодки сорвать, а в случае ее обнаружения — применить свое практическое оружие. Решение такой задачи — основное назначение подводных лодок нашего проекта, мы ее постоянно отрабатывали на тренажерах. Курсантом эти слова запомнил. Вот и сейчас лодку к походу готовим, все как обычно, но чуточку внимательнее, побольше контроля. Еще и еще раз проверяем материальную часть, особенное внимание электрическим машинам, средствам борьбы за живучесть, подготовке экипажа. Суровые и справедливые слова главкома, но можно ли все предусмотреть Да, аварии не возникают на пустом месте, но не всегда ее можно предупредить. И знают это подводники. Но и экипаж готовим так действовать, чтобы аварийная ситуация не переросла в трагедию.

О службе на подводной лодке: рассказ третий

И ты командир, прежде чем занять командирский мостик, должен быть готов к действию. Я ранее рассказывал про нашего командира боевой части 5 капитана 2 ранга М. Напомню за ним слава ходила, где он там авария. Не авария, а аварийная ситуация, в которой его грамотные и своевременные действия ситуацию сводили на нет. Два примера для сравнения. Подводная лодка, не буду называть ее, вышла из завода, 5 лет в ремонте. Навыки утрачены, материальная часть после ремонта не приработана. Лодка совершает переход в надводном положении. Легкий ветерок, прекрасная видимость. Ни каких тебе опасностей. На пульте ГЭУ управленцы ни как не могут сладить с автоматикой. Часто падает АЗ аварийная защита реактора. На то она и защита, чтобы защитить реактор от неправильных действий. АЗ уже падать не может и защитить реактор не может. Результат, подрыв крышки реактора, лодка досрочно закончила свою боевую жизнь. На К, где командиром 1 дивизиона был прикомандирован Сергеев. Вывели реактор из действия и Чернобыля не состоялось. И на этом своем решении настоял Сергеев. Когда в базу пришли, штабные даже в трусости пытались обвинить, пока испытания не показали от какой беды он спас лодку. Я тогда был на этой лодке помощником командира и видел своими глазами, как вырабатывалось и принималось решение о выводе реактора. ПЛА К, я на вахте. Подводное положение, глубина 40 метров, ход 6 узлов. За моей спиной добродушно что-то говорит командиру командир дивизии. Падает АЗ обоих бортов. Лодка начала погружаться, поскольку удифферентована была на 6 узлов. Пустили ГОН из уравнительной, чтобы облегчить лодку, потом с глубиной на помпу перешли. Глубина 60 метров, идут доклады с отсеков, сам на глубиномер смотрю. Боцман все рули переложил на всплытие. Лодку глубиной обжимает, она тяжелее становится удельный вес , быстрее валится вниз. Молчит он и комдив молчит, ждут, когда АЗ поднимут, обычно это происходит быстро минуты. Лодка уже уверенно спешит на глубину. Каждые 10 метров изменения глубины докладывается. Глубина метров, боцман давит на рукоятки перекладки рулей, от напряжения кисти белые. Рули задраны до предела. Сейчас от них толку мало. Вахтенный трюмный стоит, пальцами обвил клапан экстренного продувания средней. Кто ее должен дать? Пальцы трюмного рванули клапан, повернули его, и утробно урча, в ЦГБ рванул воздух, вытесняя воду. Сзади комдив почти равнодушно произнес: Воздух идет, идет, стрелка замерла на отметке метров. Стрелка дрогнула, чуть выше. А воздух, пусть дует.

Лодка уверенно пошла вверх. Нет, подожду, уж больно неприятно вниз валиться. На руки свои посмотрел, как оперся ими о стол вахтенного инженер-механика, они наполовину белые. Тут командир дал команду на снятие пузыря. На 40 метров удифферентовали лодку.

  • Галант лодка
  • Катушка рыболовная shimano цена
  • Рыбалка сплавом по северным рекам видео
  • Рыбалка в пензенской области арчада
  • АЗ взвели еще минут через Сизов, старший на борту начальник штаба 26 дивизии ПЛ ПЛ капитан 2 ранга Заварухин, оба замечательные подводники, красивые и умные мужики. На боевой службе в Филиппинском море, уже под конец автономки, пожар в самом опасном электротехническом 7 отсеке. Действовали умело, грамотно и командир и экипаж. Вывели людей в смежный 8 отсек, всплыли, приказали отдраить люк 8-го и вывести личный состав на надстройку. А люк открыть не могут. Давлением крышку люка прижало так, что кремальеру не провернуть. В 8-м отсеке растет давление, дым и угарный газ из 7-го в 8-ой через неплотности проникают. Есть такое понятие парциальное давление газов. Падают моряки от отравления угарным газом. Были ПДУ , но они на 10 минут. Когда вдруг взбесился огонь в 7-ом, вывели моряков в смежный 8-ой отсек. В учебном классе, а еще лучше вечером в кресле, в тапочках, рассуждать о том, а где средства защиты, почему с собой не взяли. Возьми, когда огонь ревет, когда вмиг темно. Когда боль и страх. Мичман Белевцев торпедист, веселый, улыбчивый молодой парень. Хорошо его знал, приятно было мне лейтенанту с ним общаться и у него учиться. С ним еще один. С одним дыхательным аппаратом на двоих в 9-ом отсеке разблокировали они торпедный аппарат, вытащили прибор ГПД, открыли обе крышки, и через торпедный аппарат сравняли давление в отсеке с атмосферным. Был отдраен люк 8-го, моряки вышли и вынесли на надстройку. В 7-м ревет огонь, сталь стекает ручьями, корпус лодки в районе 7-го малиновый. Развернули пожарные рукава, поливают, охлаждают корпус, тогда не выгорят сальники, вводы и вода не начнет поступать в 7 отсек. Лодка не утонет, как это, по-видимому случилось очень давно в Атлантике на ПЛА К-8, где с лодкой на дно ушел командир и одна боевая смена. А если бы кто за борт сорвался? И тут, конечно, во мне вскипела гордость и обида. Сам погибай, а товарища выручай - тоже традиция на флоте, поэтому стою и краснею, потупив взор. Сдали, правда, в декабре. Прислали к нам как-то нового замполита служить. Целого капитана 2 ранга из штаба флотилии, - то ли пенсию быстрее заработать хотел, то ли оклад повыше нужен был, то ли к повышению готовили, - хрен их знает, пытаясь разобраться в сексуальных хитросплетениях хитрожопых витязей из воспитательной службы и безногий ногу сломал бы.

    День-два он походил по кораблю с ласковой улыбочкой заглядывая в хмурые лица подводников и случилось у нас собрание офицерское. Командир устроил разбор полётов предыдущего выхода в море и накручивал хвосты на будующий. После того, как замполит выскочил из кают-компании в ней начался ропот офицеров. И давайте я сейчас прерву наш, бесспорно бесполезный, с вашей точки зрения, саммит и займу у офицеров несколько минут лишнего времени, чтоб рассказать Вам о традициях на нашем корабле. Вы не переживайте, что они на пол часа позже уйдут домой, потому, что у них традиция есть дела свои до конца доводить и обеспечивать безаварийную эксплуатацию корабля, а не языком молоть, поэтому им не привыкать. А ещё одна традиция у нас - уважать старших, то есть в данном случае, меня. Меня можно не любить, но оказывать мне всяческие почести, вплоть до целования в жопу, очень даже приветствуется. А вот перебивать меня, во время моих гениальных речей строго запрещается всем, даже механику, а не то, что замполиту! Все остальные слова маркируются у нас словом последний, то есть позднейший или самый новый, по отношению к текущему моменту! Черт, только сейчас заметил, что последний абзац не весь! Остается добавить, что для нашей лодки это всплытие не прошло даром, помяло ее основательно: Так что спустя некоторое время по возвращении корабль ушел в Северодвинск, где долгое время простоял в ремонте.

    рассказ о службе на подводной лодке

    Потом еще несколько походов, вывод из состава флота, а в м я с прискорбием узнал, что легендарного корабля больше нет - порезали на иголки На ом для аварийного всплытия во льдах загружалась укороченная торпеда для проламывания льда по типу "Корунда" К счастью использовать её не пришлось. Немецкие лодки 7 серии с круглой рубкой вероятно имели полярную модификацию с ледобуром в диаметр рубки, у остальных только форма и кожух редуктора. Зато у нас много учёных для измерения нагрузок при ломке льда головой. Это мы ваши букашки новенькие ещё ,по рейду таскали и третью дивизию китов и самовары из й тоже. Если на одну ночь. Там сам дух службы передан близко к тексту. Добрый вечер уважемый Валерий! Ваша статья интересная, прочитал запалом. Желаю Вам дальнейших писательских успехов! Лииханамаре в начале 90, жуть Пусть поймут, что служба в Военно Морском Флоте - честь для уважающего себя Мужчины! Большое спасибо за Ваш рассказ! Такого рода повествования нужно как можно больше и чаще доводить до нашей молодежи, чтобы читали и восхищались А заодно уровень патриотизма неуклонно бы рос. Было очень интересно прочитать статью. Я в качестве гражданского специалиста работал на ней ещё в Питере на ЛАО. Из эмбриона, который заморозили 24 года назад, родился младенец. В Швеции мужчины должны будут получать разрешение на секс. В Новой Москве школьник сломал себе позвоночник на уроке физкультуры. А вы знали, что Терри Крюс еще и талантливый иллюстратор? Когда опаздываешь в качалку. Пассажир автобуса избил виновника ДТП. Они решили посетить салон красоты. Стоит увидить, что вышло в итоге. Жуткий вой неизвестного животного в Канаде. В Латвии законодательно приравняли ветеранов Красной Армии к солдатам вермахта. Я не хожу в церковь, но всё равно считаю себя верующим. В порнофильме разглядели двойника Шурыгиной. Топ самых провальных паролей года. Что происходит в каюте корабля во время шторма. Как меня на Кавказе замуж выдавали. Крутовато срезал извилистый поворот. Человек-эльф Луис Падрон показывает результаты своих последних операций. Пилономания, или зачем девушки раздвигают ноги. Забавная реакция японцев на русского человека.

    Какого цвета этот комод? В интернете разразился новый спор! Брат-шутник постоянно прикалывается над младшей сестрой. Похлебка — довольная свинка, выросшая среди 5 собак и считающая себя одной из них. Из-за длинных волос у мальчика лишились семьи семеро детей. Зачем Собянин копает улицы Москвы. Муж вместе с друзьями избил ремнями поклонника своей жены. Жительница Подольска в одиночку разогнала школьную драку. Люди, которые нас удивили в году. Притерлись с троллейбусом в Иркутске. Полезный и необычный AliExpress, с которым многие не знакомы. Шоу с утоплением таксы под руководством Рогозина возмутило интернет. Фотомодель отметила 6 миллионов подписчиков обнажённым фото. Не каждый жаждет популярности! Реакция попугая на видео, где он напевает рингтон iPhone. Санитар леса не пустил в ряд хама на Мерседесе. Весной года была основана одна из самых эффективных, неоднозначных и загадочных спецслужб мира — легендарный СМЕРШ. Так ли это - покажет время. Так русские князья впервые породнились. Аккумуляторы выделяют водород, и, когда в отсеке собирается критический процент водорода, при малейшей искре может произойти взрыв. Для этого и нужен был специалист-химик, который прибором замерял процент содержания водорода в моем и во втором отсеке, следил за тем, когда нужно вовремя произвести вентиляцию воздуха. Немного о быте подводников. На одежде у каждого матроса прикреплен боевой номер. У меня был По этому номеру знающий человек может узнать, к какой боевой части относится матрос, в каком отсеке, какая смена, какой боевой пост. Мой отсек был четвертый, находился между третьим центральным, где осуществлялось управление лодкой, и дизельным пятым. В моем отсеке находились три рубки радистов просто радистов, радистов ЗАС и радистов особого назначения. Также в этом отсеке находились каюты мичманов, старшего механика, замполита и, самое главное, камбуз. Дверь камбуза была напротив моей рубки через коридор. Поэтому по запахам я всегда знал, что сегодня будет на обед. Ну и так уж получалось, что с кок был моим закадычным другом. Хлеб на лодке не пекли, а нарезали проспиртованные чтобы не плесневели и хранящиеся в полиэтиленовых пакетах булки на кусочки, помещали их в духовку, чтобы спирт испарился. Бывало, захожу в гости к другу на камбуз, берем на двоих один проспиртованный батон, разломим пополам и съедим. А потом запьем водой, и так на душе весело становится! Готовили у нас всегда хорошо. Скорее всего, потому что командир, все офицеры, мичмана и матросы ели, как говорится, из общего котла. Помнится случай, когда молодой кок один раз задремал, и у него пригорело блюдо. Так его во все семь отсеков сразу пригласили разделить трапезу. Сначала к офицерам во второй сходил, потом к мичманам в четвертый, ну и потом уже ко всем остальным. Короче, наелся тогда он досыта своей стряпни. Весь экипаж делится на три смены. Одна - на посту, две другие отдыхают.

    Поэтому не было у каждого своей шконки, мы спали по очереди. Если бы сразу все захотели лечь спать, то всем попросту не хватило бы места. Спали без постельного белья, не раздеваясь. Душа не было, бывало, не мылись около месяца. Какой толк в постельном белье, когда оно через неделю будет черным. Некоторые из нас кидали свои матрасы, куда придется, - на дизеля, на торпеды, и там спали. Умывальники были, но с холодной забортной морской водой. Мыло в ней не мылилось, словно, превращалось в деревянный брусок. Туалет, конечно, на подводной лодке был, только он не работал. Поэтому по нужде ходили наверх, когда лодка находилась в надводном положении. А выйти наверх можно было только по одному человеку из отсека. При этом надо было показать вахтенному офицеру большой медный медальон, который был в каждом отсеке, и повесить его на специальный крючок. Покурив и подышав свежим морским воздухом, спускаясь обратно вниз, снимали с крючка медальон и передавали его следующему желающему выйти наверх. Делалось это для того, чтобы в случае экстренного погружения вахтенный офицер знал, сколько человек у него наверху, и не закрыл люк, когда еще не все спустились. Лодки нашего проекта разрабатывались для северных широт. В них не были предусмотрены какие-нибудь охладители, вентиляторы или кондиционеры, поэтому температура воздуха в пятом и шестом отсеках доходила до точки кипения воды, и в этих условиях люди находились долгое время. Слава Богу, что автономность этих лодок была небольшой. Не было у нас и опреснителей, поэтому запас питьевой воды мы брали с собой. По этой причине лодки этого класса, не заходя на базы для пополнения запасов, длительное время существовать не могут.

    РАССКАЗЫ СТАРОГО ПОДВОДНИКА

    Хочется отметить еще один момент - количество крыс на подводных лодках. Непонятно, что они там жрут, когда вокруг один металл?! Конечно, у нас была провизионка в трюме четвертого отсека. И мешки с крупой, и еще что-нибудь. А в остальных отсеках? Бороться с крысами бесполезно. Даже если их всех перетравить, то они залезут в щели и передохнут. Тогда в отсеках будет такая вонь, что там невозможно будет находиться. Пробовали заводить кошек, так не выживают они на подводных лодках. Сколько мы с ребятами перетаскали бродячих кошек с помоек Владивостока - не счесть. Поживут несколько дней и сдыхают. Кто-то говорил, что экология для них не подходит.

     

    воблер има флит 100

    Платная рыбалка в Подмосковье © 2011 Все права защищены. Копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

    подвесные лодочные моторы в литве